Карта сайтаНа главнуюКонтактыРаспечатать страницу (только основной текст!)

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ АРХИТЕКТУРЫ


Страницы: 1 2 3 4

Зодчий эпохи Возрождения — многогранно одаренный человек - архитектор, скульптор, художник и талантливый инженер одновременно.

Классическим памятником итальянского Ренессанса является храм Св. Петра в Риме. Начинал его строительство архитектор Браманте, продолжил знаменитый художник Рафаэль Санти, который пытался решить проблему взаимосвязи живописи, скульптуры и архитектуры. Заканчивал постройку собора (возведение купола)  гигант эпохи Возрождения Микеланджело.

Строители эпохи Ренессанса наряду с традиционными материалами (кирпич, природный камень) широко использовали строительные растворы. Растворы применяли не только в кладке, но и в виде гладкой или рельефной штукатурки. Практически Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре.

В период позднего итальянского Ренессанса были заложены основы для нового направления в архитектуре и искусстве — стиля барокко (barocco(итал.) - причудливый).

Барокко перенимает предыдущую технику строительства. В барокко часто используют кирпич и штукатурку. Поверхности стен богато украшают архитектурными деталями, выполненными из штукатурного раствора. Архитектуру барокко иногда даже называют «штукатурной архитектурой».

Главный принцип нового направления —динамизм, иллюзия движения пространства и формы, сложность объемов, криволинейность линий, обилие скульптуры и лепных украшений.

Возникший в Италии стиль барокко просуществовал там не более века, но с конца XVI до середины XVIII в. он был господствующим дворцовым стилем во всех странах Западной Европы и России.

Яркий пример архитектуры барокко — здание знаменитой Дрезденской картинной галереи — Цвингер (или Цитадель), построенное архитектором Пеппельманом. Первоначально здание было задумано как часть большого ансамбля для празднеств под открытым небом.

Как бы устав от динамики, праздничности, вычурности барокко, зодчие вторично обратились к простым, ясным формам античности, наполнив их новым содержанием.

Возникновению классического стиля в искусстве способствовало  развитие  науки,   особенно философии   и  литературы (XVIII век — век просвещения), а также начавшиеся в 1748 г. раскопки Помпеи.

Классицизм был выражением философского рационализма, идеологией и искусством нового нарождающегося класса — буржуазии.

В период классицизма в архитектуре закладывались новые градостроительные принципы. Города застраивали согласно регулярному плану; внимание зодчего было направлено на создание крупных, выразительных ансамблей. Пример тому — застройка новой столицы России — Петербурга.

На смену веку просвещения пришел XIX век — век бурно развивающегося капитализма.

Новая  экономическая  формация, однако,  не  породила  нового стиля  в архитектуре. Это  было время  подражания  различным стилям, а иногда и полного смешения их, что называется эклектикой.

Но XIX в. открыл эру технического прогресса в строительстве. Уже с начала века в строительстве начали активно использовать металлы: чугун, кованое железо, затем сталь. Первое применение в качестве основного строительного материала получило стекло («Хрустальный дворец» на I Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. был построен из застекленных панелей). В конце века из металла возводили сложные пространственные конструкции. В 1889 г. по проекту А.-Г. Эйфеля центре Парижа в связи со Всемирной выставкой была возведена башня высотой 300 м, смонтированная из стальных элементов. Со временем это сооружение стало символом Парижа.

Использование  металлического  каркаса  открыло   возможность  возведения  в  США   сверхвысоких зданий-небоскребов. Необходимость строительства таких сооружений была вызвана повышением в условиях капитализма стоимости земли в центре больших городов.

Помимо металла во второй половине XIX в. начинают применять другие прогрессивные материалы: бетон и железобетон.

Эти материалы, вызванные к жизни большими масштабами строительства, повлияли на дальнейшее развитие мировой архитектуры.

XX век — «атомный век», «космический век», век научных открытий и технического прогресса, век скоростей и развития международных связей. Происходит бурный рост городов. Архитектура все больше принимает функциональный и интернациональный характер.

Лидер новой архитектуры — французский архитектор Ле Корбюзье в 30-е годы выдвинул пять принципов современного стиля: столбы (здание строят на столбах), плоская крыша (ее используют в качестве сада), свободная планировка (использование каркасных систем), свободное оформление фасада, удлиненное окно  (ленточное остекление).

Принципы эти были не новы, но, объединенные в целостную систему, они стали программой для архитектуры XX в. Ле Корбюзье уделял большое внимание градостроительным проблемам и даже предлагал проекты идеального современного города («лучезарный город» 1935г.— проект не осуществлен).

Осуществление таких проектов — дело будущих строителей.

Страницы: 1 2 3 4