Карта сайтаНа главнуюКонтактыРаспечатать страницу (только основной текст!)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ


Страницы: 1 2 3

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества. Перед архитектурой возникли

Днепрогэс (1927—1932 гг. Восстановлен в 1950 г.).

совершенно новые социальные и идеологические задачи, не имевшие аналогов в истории.

Первые градостроительные работы начались уже в 1918 г. и были связаны с созданием генеральных планов Москвы и Петрограда.

Шли годы первых пятилеток. Уже работали электростанции, возведенные по плану ГОЭЛРО, строился Днепрогэс - крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, Возводились домны и мартены Магнитки и Кузнецка. Вырастали новые города: Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре.

В архитектуре возникло новое направление — советский конструктивизм. Это было движение за создание новой жизненной среды. В  этом направлении  работали   архитекторы братья А. А., В. А. и Л. А. Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов, А. С. Никольский и др.  

Новые архитектурные идеи с наибольшей полнотой воплощаются в проектах крупных общественных зданий. За предвоенный период были построены Мавзолей В. И. Ленина (архитектор А. Щусев), новое здание библиотеки им. В. И. Ленина, Дом Совета Труда и Обороны СССР (ныне здание Госплана в Москве), дома правительств союзных республик в Киеве, Минске. Ереване, Баку, Тбилиси и многие другие общественные здания.

Образ Мавзолея вошел в сознание народных масс, стал дорог как память о вожде. Мавзолей Ленина является одновременно и надгробным монументом вождю, и трибуной на площади, которая в дни революционных праздников превращается в центр всенародных торжеств. Монументальность сооружения, его глубокая идейность, органическая слитность с ансамблем Красной площади — основные черты этого выдающегося произведения советской архитектуры.

Особое место в архитектуре предвоенного периода занимает Московский метрополитен, первая очередь которого вошла в строй в 1935 г. Это воспринималось тогда как всенародное торжество. Инженерное сооружение воочию свидетельствовало о достижениях науки и техники на путях индустриализации страны и поражало первых посетителей своей красотой. Его станции, светлые, просторные, были украшены мрамором, мозаикой, бронзовой скульптурой, цветными витражами. Они казались сказочными подземными дворцами.

Великая Отечественная война прервала мирное строительство. Восстановление разрушенных войной городов — героическая страница советской архитектуры. В ноябре 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 старейших русских городов, а весь огромный объем восстановительных работ был завершен в 1955 г.

Восстанавливались в это время и варварски разрушенные фашистами памятники русской архитектуры.

Ведущей темой в архитектуре послевоенных лет была тема войны и победы, тема памяти павшим героям (мемориальный комплекс Пискаревского кладбища в Ленинграде).

 


 Станция метро «Кропоткинская» в Москве (1935 г.).

 

По давней русской национальной традиции выдающиеся исторические события отмечали постановкой архитектурных монументов. В 1947 г. было принято решение 6 строительстве в Москве высотных зданий.

Перед архитекторами стояла задача высокого идеологического звучания — с максимальной выразительностью запечатлеть подвиг народа, победу в Великой Отечественной войне. Семь первых высотных зданий были расположены в наиболее ответственных в градостроительном отношении местах—на пересечении радиальных магистралей столицы с Садовым кольцом и Москвой-рекой. При такой расстановке высотные здания стали вертикальными акцентами нового силуэта Москвы, выявляя ее холмистый рельеф и радиально-кольцевую планировку.

Середина 50-х годов — переломный момент в развитии советской архитектуры. Мы отказались от излишеств и «ударились» в другую крайность — безликость. Поиски выхода из этого положения продолжаются и в настоящее время.

Какие бы субъективные мнения ни высказывались о советской архитектуре прошлых лет, нельзя забывать, что при всех противоречиях она обладала высоким гуманистическим потенциалом, умела волновать сердца людей, была созвучна своей эпохе и по-своему ярко отразила ее героику и драматизм.

Страницы: 1 2 3