Карта сайтаНа главнуюКонтактыРаспечатать страницу (только основной текст!)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ


Страницы: 1 2 3

Преображенская и Покровская церкви на острове Кижи.

 

На территории Кремля находится много других великолепных памятников русского зодчества: Архангельский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого и др.

На Красной площади, рядом с главным въездом в Кремль, в честь победы Ивана Грозного под Казанью в 1555 г. был заложен храм, получивший название храма Василия Блаженно* го. Архитектура этого храма выразила самые светлые, радостные чувства людей, связанные с этим значительным событием. Внимание зодчих было сосредоточено на сказочном облике собора, на его богатейшем и причудливом наружном убранстве. Народные представления о поэтической красоте архитектуры, о силе ее воздействия на человека воплощены здесь с огромным чувством и редким вдохновением.

Памятники архитектуры Москвы, городов «Золотого кольца», Пскова, Новгорода, Вологды —по праву считаются нашей национальной гордостью и взяты под охрану государством.

Особую страницу в истории русского строительного искусства занимает деревянное зодчество Севера XVII—XVIII вв. Не испытав на себе никакого влияния, оно является выражением национального самосознания. Дошедшие до нас шедевры: 22-главая Преображенская церковь на острове Кижи в Онежском крае и другие постройки, собранные в заповеднике,— гимн таланту неизвестных русских мастеров. Согласно легенде мастер Нестор, окончив постройку, закинул топор в Онего, сказав: «Не было, нет и не будет такой».

Деревянное зодчество оказало большое влияние на каменное строительство того времени, как гражданское, так и культовое. Яркий пример тому — шатровые церкви и колокольни (церковь Вознесения в Коломенском — Москва).

Каменные сооружения конца XVII — начала XVIII в. отличаются большой декоративностью, праздничностью, динамической устремленностью вверх. Недаром стиль этого времени получил название «стиль узорочья», его еще называют «московским барокко». К числу лучших произведений этого стиля относится церковь Покрова в Филях (Москва).

Это настоящая музыка в камне. Подобно человеческому голосу, набирающему силу, высоко в небо золотой трелью взметнулись купола; глаз радует богатство белокаменных узоров на фоне красных кирпичных стен.

Россия в начале XVIII в. выходит на западноевропейскую арену, развиваются торговые и экономические связи. Петр I, «Россию вздернув на дыбы», строит новую столицу — Петербург, приглашая поначалу иноземных мастеров: архитекторов, скульпторов, художников.

Здесь работает В. В. Растрелли — талантливейший представитель барокко. Мастер виртуозно владел пропорциями. Его здания, обильно украшенные разнообразными лепными деталями (львиные маски, головки ангелов, растительные орнаменты), не кажутся перегруженными. Сочетание голубого фона стен с белыми колоннами и наличниками окон, позолота деталей создают ощущение праздничности. Растрелли создал ряд парадных, поистине царственных сооружений — Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, ансамбль Смольного монастыря и др.

В застройке Петербурга этого периода принимают участие и талантливые русские зодчие: М. Земцов, И. Коробов, крупный градостроитель П. Еропкин.

Русский классицизм — одна из вершин в развитии русского национального зодчества и одна из самых ярких страниц мировой архитектуры и градостроительства.

В Петербурге и Москве в это время создаются крупнейшие ансамбли Европы. Это Адмиралтейство, Дворцовая набережная и Дворцовая площадь, площадь Искусств, стрелка Васильевского острова и другие прославленные ансамбли. В это время в Петербурге работает целое созвездие талантливейших русских архитекторов, скульпторов, художников: А. Захаров, К. Росси, А. Воронихин, В. Стасов, Ф. Щедрин, С. Пименов и др. В Москве создают свои прославленные творения В. Баженов (Пашков дом — старое здание библиотеки им. В. И. Ленина), М. Казаков  (Колонный зал Дома союзов).

Характерно для России, что классицизм не остался столичным стилем, а получил широкое распространение в губернских, уездных городах и помещичьих усадьбах центральной части России.

Но градостроительные принципы классицизма нашли наилучшее воплощение в застройке Петербурга. Это первый город в нашей стране, который застраивался по единому плану. В основу этого плана еще в Петровские времена было положено трехлучие — три проспекта сходились к шпилю Адмиралтейства, ставшего символом новой судьбы и новой исторической роли России.

В конце XIX — начале XX в. в строительстве преобладает техническая сторона.

В это время был получен способ приготовления цемента (Е. Челиев), примененного для изготовления бетонных и железобетонных конструкций. Крупные успехи были достигнуты в области мостостроения (инженер Д. И. Журавский). С именем выдающегося русского инженера В. Г. Шухова связано строительство сетчатых конструкций из дерева и металла. Инженеры Н. Н. Бенардос и Н. Г. Славянов изобрели электродуговую сварку, которая произвела революцию в изготовлении металлоконструкций. Большая заслуга в развитии железобетона в России принадлежит профессорам Н. А. Белелюбскому и А. Ф. Лолейту.

Страницы: 1 2 3